Качественные методы социологических исследований

ФОКУС-ГРУППА

Фокус-группа — метод, применяемый при проведении качественных маркетинговых исследований. В основе метода лежит специальная форма глубинного интервью, проводимого в группе (глубинное групповое интервью). В процессе фокус-группы участники свободно обмениваются мнениями под руководством опытного ведущего (модератора), имеющего специальное психологическое или социологическое образование.

В задачи ведущего фокус-группы входит управление групповой динамикой, создание атмосферы, побуждающей участников высказывать свои суждения, ведение беседы в соответствии со сценарием и уточнение мнений и ассоциаций участников. В ходе фокус-группы ее участники могут выполнять различные письменные задания модератора, использоваться наглядные материалы.

Фокус-группы применяются в случае, когда необходимо получить подробные данные от существующих или потенциальных потребителей по поводу их восприятия объекта исследования, ассоциаций и мнений с ним связанных, а также для моделирования возможного потребительского поведения.

Объектом этого метода маркетингового исследования могут выступать: концепция услуги, реклама, торговая марка (название и логотип), отдельная характеристика услуги и др.

Фокус-группы могут применяться для решения следующих задач:

§         выбор акцентов на отдельных свойствах товара или услуги при их позиционировании на рынке;

§         определение наиболее значимых для потребителя свойств товара или услуги;

§         определение направлений совершенствования товара или услуги, сервисной политики;

§         разработка и тестирование вариантов названий и изображений торговой марки, логотипа;

§         выбор наиболее эффективных с точки зрения воздействия на потребителя рекламных сообщений (слоганы, рекламные изображения, аудио- и видеоролики и др.);

§         определение товаров - конкурентов, услуг-заменителей;


ГЛУБИННЫЕ ИНТЕРВЬЮ

Глубинные интервью – это индивидуальная беседа, проводимая по заранее разработанному сценарию, которая предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты. Хотя интервьюер придерживается некого общего плана интервью, порядок вопросов и их формулировки могут существенно меняться, в зависимости от того, что говорит респондент. При использовании метода глубинных интервью на высказывания респондента не влияют окружающие (как это происходит, например, в фокус-группах).

Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 3-4 часов в зависимости от задач исследования и особенностей самого респондента. Чаще всего глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но существуют модификации этого метода, когда в беседе принимают участие 2 или 3 респондента. Беседа фиксируется на аудиопленку. Запись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всего интервью («транскрипт»). На основе транскрипта пишется аналитический отчет.

Объем выборки зависит от исследовательских задач и бюджета исследования. Как правило, в рамках одного исследования проводится не менее 20-30 глубинных интервью.

 

ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС

Экспертный опрос – это сбор первичных данных, основанный на использовании опыта, знаний и интуиции экспертов в исследуемых областях. Эксперты – специалисты, которым известны специфические стороны изучаемого явления. В большинстве случаев экспертные интервью проводятся с представителями исполнительной и законодательной власти регионов, журналистами региональных СМИ, учеными, работниками вузов и научно-исследовательских организаций, сотрудниками негосударственных, частных экспертных или консультационных структур, членами экспертных советов и т.д. Как правило, в опросах экспертов используются открытые формулировки вопросов.

Метод применяется в случаях, когда отсутствуют другие способы сбора данных, удовлетворяющие целям исследования, а также когда объект обладает специфическими характеристиками, о которых знают только профессионалы. Методы экспертных оценок используются для прогнозирования событий будущего, если отсутствуют статистические данные, или их недостаточно. Экспертные оценки также применяются для количественного измерения таких событий, для которых не существует других способов измерения, например, при оценке важности целей и предпочтительности отдельных методов продвижения продукта.

Главными критериями отбора экспертов являются их компетентность и авторитетность, поэтому численность и представительность группы респондентов в данном случае оценивается не столько количественными, сколько качественными показателями.

 

DESK RESERCH (КАБИНЕТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

Кабинетные исследования – это сбор и анализ вторичной информации из доступных источников. Кабинетные исследования опираются на различные источники информации, что позволяет получать большие объемы данных, сравнивать и анализировать полученные результаты. В кабинетных исследованиях данные всегда являются не целевыми, поскольку не создаются в ходе исследования, а берутся из других источников уже готовыми для анализа. Источниками информации при проведении кабинетных исследований выступают:

§         Материалы, публикуемые государственными органами

§         Публикации

§         Законодательство

§         Электронные источники

По желанию Заказчика компания может провести анализ собранных данных или передать все полученные материалы без дальнейшей обработки. Как правило, собранный материал систематизируется и анализируется. Результаты представляются наглядно в виде диаграмм, схем, таблиц и т.п.

 

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Контент-анализ - это регулярное и целенаправленное изучение материалов печатных или электронных СМИ, производимое по заранее заданным темам, имеющее целью наладить обратную связь и осуществить оперативное реагирование на полученные в ходе исследования результаты.

Метод контент-анализа (количественно-качественный анализ содержания) представляет собой подсчет частоты встречаемости и объема информационных и рекламных материалов в различных СМИ.

Использование метода количественного и качественного контент-анализа дает Вам возможность:

§         Определить объем рекламной активности Вашего банка и банков-конкурентов;

§         Вывить соотношение банковской информации и рекламы в разрезе различных СМИ;

§         Определить характеристики содержания и формы подачи (позитивность, негативность, нейтральность) банковской информации и рекламы в различных видах СМИ;

§         Проследить динамику изменений информации;

§         Анализировать особенности информационной активности конкурентов;

§         Определить стратегию позиционирования банка.

Исследовательская компания «MarketPro Consult» предлагает Вам подписку на  ежемесячный, ежеквартальный или ежегодный контент-анализ банковской информации в СМИ.