Методы социологических исследований

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ориентированы на получение количественной информации о большом количестве объектов исследования (например, потребителей банковских услуг, бытовой техники и пр.). Главной задачей количественных исследований является получение численной оценки состояния рынка товаров/услуг или реакции респондентов на некое событие, например, новую рекламную компанию, смену дизайна упаковки, логотипа компании и пр. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные численные данные.

На основе результатов количественных исследований можно рассчитывать рентабельность компании, объемы продаж или производства, формировать цену на услуги, параметры предлагаемых продуктов, находить незанятые ниши рынка и многое другое.

    Количественные исследования рекомендуется проводить:
  • для определения частоты и объема потребления товаров или услуг;
  • при сравнении относительной эффективности нескольких готовых концепций рекламных кампаний;
  • для выявления источников получения информации о компаниях-производителях, о товарах и услугах, о конкурентах и пр.;
  • при определении глубины проникновения товаров и услуг на рынок и т.п.

КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ нацелены на получение глубинной мотивации потребителя товаров или услуг, развернутой информации о предмете исследования. Качественные методы предполагают сбор информации в свободной форме; они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, являются источником формирования гипотез и продуктивных идей.

Задача методов качественных исследований – получить разведочные данные, а не количественное распределение мнений. В качественных методах для того, чтобы объяснить, интерпретировать понятия используются не цифры, а слова. Полученные качественными методами данные не подлежат количественному анализу. Проще говоря, они отвечают не на вопрос «сколько», а на вопросы «что», «как» и «почему». Качественные методы очень хорошо помогают в ситуации, когда необходимо получить информацию по плохо изученной проблеме, когда не совсем понятно, что именно нужно спрашивать у респондента. Качественные исследования используются для сбора информации о наклонностях, мотивациях, ценностях, настроениях потребителей. Качественные методы обеспечивают более глубокое понимание процессов, происходящих в сознании потребителя, способствуют выявлению моделей и привычек потребления, дают возможность определить причину той или иной реакции на продукт, услугу или рекламные материалы.

    Качественные исследования проводят чтобы:
  • получить глубинное понимание моделей потребления, покупательского поведения и факторов, определяющих выбор потребителя, его привычек, предпочтений;
  • изучить процесс принятия решений о пользовании/покупке товара или услуги;
  • описать отношение потребителя к продуктам, услугам и компаниям;
  • оценить степень удовлетворенности существующими товарами, услугами и пр.
  • оценить восприятие продукта, его названия, упаковки, логотипа или лозунга компании;
  • выявить отношение к новым продуктам или концепциям продуктов;
  • определить и уточнить стратегию позиционирования бренда или компании и пр.
  • генерировать идеи относительно концепции позиционирования продукта или услуги;
  • провести оценку элементов маркетинговой коммуникации (название, логотип, рекламные материалы и т.п.);
  • выбрать наиболее успешный вариант исполнения рекламы, логотипа. Для тестирования могут быть предложены альтернативные варианты визуальных, текстовых и пр. элементов конкретного исполнения уже созданной рекламы, упаковки и пр.