Анкета - инструмент сбора первичной информации, состоит из вопросов различных типов, задаваемых в определенной последовательности

Ассортимент – состав продукции по группам, видам, типам, сортам, размерам и маркам. Различается принципом формирования, широтой (количеством товарных групп) и глубиной (количеством моделей в каждой группе).

Бенч-маркетинг – стратегия обеспечения успеха фирм за счет достижения превосходства над конкурентами по отельным ключевым параметрам.

Бренд – знак принадлежности определенной компании, который произвел товар. Сложный комплекс экономических, психологических и символических взаимоотношений, включая обещание качества и престижа, между производителем и потребителем товара и услуг.

Валидность – степень соответствия измерений понятиям, которые эти измерения должны отражать.

Вариация – возможный и действительный разброс значений ответов на вопрос.

Вторичная информация – факты и данные, собранные ранее, для целей похожих, близких, сопоставимых, аналогичных тем, которые состоят перед исследователем, и которые могут быть им вновь использованы для поиска ответов на стоящие перед ним вопросы.

Выборка – любая подгруппа совокупности, выделенная для анализа, небольшая часть генеральной совокупности.

Генеральная совокупность
– все представители группы или носители какого-либо признака.

Глубинные интервью – это индивидуальная беседа, проводимая по заранее разработанному сценарию, которая предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты.

Доверительный интервал – диапазон, в который попадает истинное значение изучаемого параметра генеральной совокупности при данном уровне достоверности, Чем он меньше, тем больше должна быть выборка.

Desk reserch - кабинетные исследования – это сбор и анализ вторичной информации из доступных источников.

Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – промежуток времени от замысла продукта до его снятия с произвоства и ликвидация оборудования, на котором он производился. Выделяют от 4 до 6 основных фаз или стадий жизненного цикла: представление рынку, принятие рынком, зрелость, внезапный спад, вторая молодость, ступенчатый спад.

Индекс покупательских настроений – условный показатель, рассчитываемый арифметически по ответам респондентов на вопросы об экономическом положении и его изменений в ближайшие 6-12 месяцев в стране, городе, их семье и о намерениях приобрести товары длительного пользования: недвижимость, автомобили, мебель и технику для дома.

Интенсивность потребления – характеризует частоту и объем покупок, совершаемых определенной группой потребителей.

Интервьюер – исследователь, участник исследования, тот, кто задает вопросы и фиксирует ответы.

Качественные исследования - предполагают сбор информации в свободной форме; они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, являются источником формирования гипотез и продуктивных идей.

Квота – количество респондентов, носителей определенных признаков, которые должны быть привлечены в выборку при проведении количественного исследования. Наиболее часто встречающиеся квотные признаки при опросах населения: пол, возраст, доход, образование, национальность, семейное положение, размер и структуру домохозяйства.

Количественные исследования - ориентированы на получение количественной информации о большом количестве объектов исследования (например, потребителей банковских услуг, бытовой техники и пр.).

Корреляция – вероятностный уровень взаимной связи между событиями, явлениями, наблюдаемыми параметрами, выражается в процентах или долях единицы. Взаимозависимость, взаимное соответствие, соотношение понятий, предметов, явлений.

Контент-анализ - это регулярное и целенаправленное изучение материалов печатных или электронных СМИ, производимое по заранее заданным темам

Личный опрос (анкетный опрос) – это метод, применяемый при проведении количественных маркетинговых исследований, заключающийся в опросе респондентов интервьюером на основе заранее разработанного опросного листа (анкеты опроса).

Маркетинговый анализ – анализ информации, полученной в ходе проведения маркетингового исследования, ее обработка и оценка, построение прогнозов развития рынка и разработка стратегий действий компании на рынке.

Mystery Shopping - один из методов маркетинговых исследований, направленный на оценку и отслеживание эффективности работы обслуживающего персонала компании (продавцы, консультанты, операторы, менеджера по продажам, руководители отделов/подразделений и многие другие сотрудники, которые имеют непосредственный контакт с потребителями).

Репрезентативная выборка - это такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности, из которой извлечена данная выборка, представлены приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в этой генеральной совокупности.
Рекрутмент – процедура отбора (набора) участников исследования, респондентов.

Респондент – участник исследования, тот кому задаются вопросы.

Рич (reach) – охват – термин, используемый в телемониторинге и медиапланировании, совокупный процент лиц, зарегистрированных жотя бы один раз как смотревшие программу или рекламный ролик.

Репрезентативность – представительность, свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.

Сегментирование – разделение рынка на отдельные участки (сегменты) в зависимости от ключевых характеристик товара.

Ти-Ви-Ар (TVR) – ТВ-рейтинг – средний процент зрителей данной передачи от всей совокупности телезрителей старше трех лет.

Модератор – ведущий групповой дискуссии, фокусирования в группе.

Мониторинг – система сплошного, регулярного сбора или отслеживания четко определенного круга данных: цен, рекламы, информаций, ожиданий и т.д.

Омнибус – исследование, как правило, количественное, в котором могут принять участие несколько различных заинтересованных заказчиков, оплатив включение только тех вопросов, которые представляют интерес именно для них.

Первичная информация – собранная в «поле» непосредственно для решения конкретных задач, стоящих перед компанией.

План исследования – документ, описывающий характер и методику исследовательских действий, сроки и этапы исследования.

Позиционирование – придание товару определенных, узнаваемых характеристик (цена, дизайн упаковки, имидж) на отдельных участках рынка и в сознании потенциальных потребителей.

Поле – этап проведение исследования, на котором происходит непосредственное снятие информаций у ее источников.

Телефонный опрос — метод, применяемый при проведении количественных маркетинговых исследований, заключающийся в опросе (анкетировании) респондентов по телефону на основе заранее разработанного опросного листа (анкеты опроса).

Трекинговое исследование – исследование, одной из ключевых целей которого является отслеживание кратко и среднесрочных изменений. Проводится строго с заданной периодичностью: каждый месяц, каждый квартал, раз в год (но в одно и то же время).

Холл-тест (hall-test) является специальным методом, основанным на анкетировании респондентов с целью уточнения их восприятия определенного товара, услуги, а также названия, торговой марки, упаковки и пр.

Эластичность спроса – показатель, демонстрирующий изменение спроса/предложения на товар при изменении его цены.

Экспертное интервью - вид интервью с компетентными лицами, не являющимися объектами исследования, дающими важную информацию.

Фокус-группа — метод, применяемый при проведении качественных маркетинговых исследований. В основе метода лежит специальная форма глубинного интервью, проводимого в группе (глубинное групповое интервью).

Глоссарий